Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу сергея чуева “проклятые солдаты”
Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу Сергея Чуева “Проклятые солдаты”. Книга
дает широкий обзор войсковых соединений коллаборантов. Подробно описываются боевые пути различных формирований. Вместе с тем, совершенно не описано участие многих подобных соединений в массовом уничтожении евреев. Вообще проблема Холокоста почти полностью проигнорирована автором. Разумеется, подобный подход вызывает недоумение.
В самом начале главы “Русские формирования” указывается на влиянии “Протоколов сионских мудрецов”, которые впервые были опубликованы в Германии Федором Винбергом – активным деятелем “Черной Сотни” и Союза Михаила Архангела. Одновременно совершенно не раскрыта расовая концепция нацистов. Вместе с тем упоминается еврейское происхождение генерала Б.Штейфона главы Русского Корпуса, который в 1944 году подчинился генералу Власову. Для чего вставлена фраза “происходивший из семьи крещеных евреев” остается совершенно непонятным.
Вообще иногда евреи в книге упоминаются в довольно странном контексте. Так в разделе “Русские в немецких спецслужбах” упоминается некая “шарашка” из “захваченных евреев”, при чем не упомянуто где захваченных, каким образом и что потом с ними стало. Еще более странный характер носит упоминание в этом же разделе о генерале Смысловском, о том будто бы он “скупал в больших количествах валюту и драгоценности у евреев”… Каким образом подобный факт мог происходить во время массового ограбления и уничтожения евреев – сие остается на совести автора книги?
Вместе с тем в разделе “Король “Локтя” и его армия” описано уничтожение евреев, а также указывается, что газета “Голос народа” ( пос.Локоть, Орловской обл.)являлась антисемитской. В тоже время проигнорирован антисемитизм других подобных газет.
В разделе “Русские фронтовые формирования” цитируется документ комендатуры г.Кудеверь, в котором ясно сказано о том, что “уделяется огромное внимание по выявлению жидов”.
В части “Братья-славяне” на немецкой службе” подробно описываются украинские формирования. Здесь уже звучит тема львовского погрома, сказано о львовском гетто.
Упоминаются лагерь подготовки будущих охранников в лагерях смерти Травники. И о том, что здесь “Помимо украинцев… обучались ремеслу охранника русские, белорусы, прибалтийские и туркестанские добровольцы”. Подчеркнем то, что нам неизвестно, насколько этих людей можно назвать добровольцами. Кроме того, хотя указаны лагеря смерти, однако именно кого в них уничтожали, не сказано. Говорится и о восстании в Варшавском гетто, однако одним предложением, словно читателю подробно известно сопротивление евреев.
В части “Прибалтийские формирования”, цитируется показания советского агента о целях Гвардии обороны Литвы (1940 г.) где упоминается “разоблачать врагов Литвы, особенно евреев…” однако вновь не указано – занимались ли члены Гвардии массовыми расстрелами мирного еврейского населения. Наконец одна из глав имеет подзаголовок “Холокост по-литовски” (тема Холокоста возникает на странице 386!), в этой главе подробно описывается уничтожение евреев Литвы. Непонятно только почему именно евреям Львова, Литвы и Латвии уделено внимания, а евреям основной части Украины, России, Белоруссии, Эстонии – нет…
Еврейский вопрос вновь упоминается уже в части “Восточный легион Гитлера”, где цитируется слова муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, о том что арабы и немцы “имеют трех общих врагов – англичан, евреев и большевиков”.
Неожиданно в конце книги вскользь упоминается о том, что “Еще до начала войны с СССР в ряде германских и европейских (сие обозначение уж вовсе непонятно – А.Ф.) изданий появились материалы, авторы которых утверждали, что армяне являются семитами и их надлежит уничтожать, как и евреев”. Отметим некоторую странность – известно, что и арабы семиты, но их уничтожать нацисты вовсе не собирались. Более того – расовая политика нацистов по отношению именно к семитам носила запутанный характер. Евреи однозначно были провозглашены “антирасой” – напомним читателю, именно евреи являлись исключением, по сравнению со всеми остальными народами мира.
Шок вызывает описание Варшавского восстания 1944 года. Вина за массы погибших от рук нацистов и коллаборантов, а также нежелание вмешиваться советских войск переложена на “господ из Лондона”, как в советские времена. Думаем подобный подход, способен нанести травму польскому читателю.
Одновременно язык автора настолько советизирован всевозможными штампами, что возникает ощущение, будто книга написана в семидесятых годах прошлого века. Тем более недоумеваешь, когда автор совершенно серьезно сообщает об “измене гетмана Мазепы”. Кроме того, в книге возникают коварные в устах историка дефиниции “…если у нас служба немцам все-таки воспринималась, в том числе в народном сознании (?! – выделено нами, А.Ф.), как предательство…, то на Западе (?!) это было в порядке вещей”.
Наконец в приложении, где перечислены названия оккупационной прессы замечаем газету “Жидоед” (приложение к “Штюрмеру” ред. Марков) – это пожалуй все, что мы узнаем из авторского материала по поводу антиеврейской политики нацистов.
Оголошення
Дивитися всіОстанні Новини
-
Бюлетень "Уроки Голокосту" № 3 (83), липень-вересень, 2025 р
Шановні колеги! Вийшло друком чергове число інформаційно-педагогічного бюлетеню Українського центру вивчення історії Голокосту "Уроки Голокосту", № 3 (83), липень–вересень, 2025 р.
[Докладніше] -
Відкриття Каменя спотикання на честь Серафіми Козачинської
16 жовтня 2025 року за адресою вул. Івана Мазепи, 14 встановили Камінь спотикання на честь Серафіми Козачинської. Це вже тринадцятий Камінь на мапі Києва.
Дякуємо всім, хто прийшов. Дякуємо за ваші квіти, слова, щиру залученість в справу збереження пам'яті.
[Докладніше] -
XIV науково-освітній семінар ім. Роберта Кувалека "Історія Голокосту в Західній Україні і Східній Польщі"
12-17 жовтня 2025 року у Львові та Любліні відбувся XIV науково-освітній семінар ім. Роберта Кувалека "Історія Голокосту в Західній Україні і Східній Польщі". Зібралась високопрофесійна група викладачок історії, випускниць різних проєктів УЦВІГу. Семінар проводився за фінансової підтримки Конференції з матеріальних вимог євреїв до Німеччини та Польського інституту у Києві.
[Докладніше] -
Відкриття Каменя спотикання на честь Клавдії Винокурової (П’яних).
7 жовтня 2025 року відбулося відкриття Каменя спотикання на честь Клавдії Винокурової (П’яних). Це вже дванадцятий Камінь спотикання, встановлений у міському просторі Києва Попри прохолодну, дощову погоду та повітряну тривогу, на церемонію зібралося чимало людей — тих, хто прийшов вшанувати пам’ять і показати, що минуле продовжує жити поруч із нами.
[Докладніше] -
Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України
1 жовтня 2025 року відділ фонду юдаїки Інституту рукопису Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського провів семінар «Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України (до 10-річчя Української асоціації юдаїки)».
[Докладніше]




