Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу сергея чуева “проклятые солдаты”
Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу Сергея Чуева “Проклятые солдаты”. Книга дает широкий обзор войсковых соединений коллаборантов. Подробно описываются боевые пути различных формирований. Вместе с тем, совершенно не описано участие многих подобных соединений в массовом уничтожении евреев. Вообще проблема Холокоста почти полностью проигнорирована автором. Разумеется, подобный подход вызывает недоумение.
В самом начале главы “Русские формирования” указывается на влиянии “Протоколов сионских мудрецов”, которые впервые были опубликованы в Германии Федором Винбергом – активным деятелем “Черной Сотни” и Союза Михаила Архангела. Одновременно совершенно не раскрыта расовая концепция нацистов. Вместе с тем упоминается еврейское происхождение генерала Б.Штейфона главы Русского Корпуса, который в 1944 году подчинился генералу Власову. Для чего вставлена фраза “происходивший из семьи крещеных евреев” остается совершенно непонятным.
Вообще иногда евреи в книге упоминаются в довольно странном контексте. Так в разделе “Русские в немецких спецслужбах” упоминается некая “шарашка” из “захваченных евреев”, при чем не упомянуто где захваченных, каким образом и что потом с ними стало. Еще более странный характер носит упоминание в этом же разделе о генерале Смысловском, о том будто бы он “скупал в больших количествах валюту и драгоценности у евреев”… Каким образом подобный факт мог происходить во время массового ограбления и уничтожения евреев – сие остается на совести автора книги?
Вместе с тем в разделе “Король “Локтя” и его армия” описано уничтожение евреев, а также указывается, что газета “Голос народа” ( пос.Локоть, Орловской обл.)являлась антисемитской. В тоже время проигнорирован антисемитизм других подобных газет.
В разделе “Русские фронтовые формирования” цитируется документ комендатуры г.Кудеверь, в котором ясно сказано о том, что “уделяется огромное внимание по выявлению жидов”.
В части “Братья-славяне” на немецкой службе” подробно описываются украинские формирования. Здесь уже звучит тема львовского погрома, сказано о львовском гетто.
Упоминаются лагерь подготовки будущих охранников в лагерях смерти Травники. И о том, что здесь “Помимо украинцев… обучались ремеслу охранника русские, белорусы, прибалтийские и туркестанские добровольцы”. Подчеркнем то, что нам неизвестно, насколько этих людей можно назвать добровольцами. Кроме того, хотя указаны лагеря смерти, однако именно кого в них уничтожали, не сказано. Говорится и о восстании в Варшавском гетто, однако одним предложением, словно читателю подробно известно сопротивление евреев.
В части “Прибалтийские формирования”, цитируется показания советского агента о целях Гвардии обороны Литвы (1940 г.) где упоминается “разоблачать врагов Литвы, особенно евреев…” однако вновь не указано – занимались ли члены Гвардии массовыми расстрелами мирного еврейского населения. Наконец одна из глав имеет подзаголовок “Холокост по-литовски” (тема Холокоста возникает на странице 386!), в этой главе подробно описывается уничтожение евреев Литвы. Непонятно только почему именно евреям Львова, Литвы и Латвии уделено внимания, а евреям основной части Украины, России, Белоруссии, Эстонии – нет…
Еврейский вопрос вновь упоминается уже в части “Восточный легион Гитлера”, где цитируется слова муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, о том что арабы и немцы “имеют трех общих врагов – англичан, евреев и большевиков”.
Неожиданно в конце книги вскользь упоминается о том, что “Еще до начала войны с СССР в ряде германских и европейских (сие обозначение уж вовсе непонятно – А.Ф.) изданий появились материалы, авторы которых утверждали, что армяне являются семитами и их надлежит уничтожать, как и евреев”. Отметим некоторую странность – известно, что и арабы семиты, но их уничтожать нацисты вовсе не собирались. Более того – расовая политика нацистов по отношению именно к семитам носила запутанный характер. Евреи однозначно были провозглашены “антирасой” – напомним читателю, именно евреи являлись исключением, по сравнению со всеми остальными народами мира.
Шок вызывает описание Варшавского восстания 1944 года. Вина за массы погибших от рук нацистов и коллаборантов, а также нежелание вмешиваться советских войск переложена на “господ из Лондона”, как в советские времена. Думаем подобный подход, способен нанести травму польскому читателю.
Одновременно язык автора настолько советизирован всевозможными штампами, что возникает ощущение, будто книга написана в семидесятых годах прошлого века. Тем более недоумеваешь, когда автор совершенно серьезно сообщает об “измене гетмана Мазепы”. Кроме того, в книге возникают коварные в устах историка дефиниции “…если у нас служба немцам все-таки воспринималась, в том числе в народном сознании (?! – выделено нами, А.Ф.), как предательство…, то на Западе (?!) это было в порядке вещей”.
Наконец в приложении, где перечислены названия оккупационной прессы замечаем газету “Жидоед” (приложение к “Штюрмеру” ред. Марков) – это пожалуй все, что мы узнаем из авторского материала по поводу антиеврейской политики нацистов.
Оголошення
Дивитися всіОстанні Новини
-
Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України
1 жовтня 2025 року відділ фонду юдаїки Інституту рукопису Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського провів семінар «Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України (до 10-річчя Української асоціації юдаїки)».
[Докладніше] -
«Бабин Яр: і тисячі ярів пам’яті по всій Україні» Міжрегіональний круглий стіл
30 вересня 2025 року Державна служба України з етнополітики та свободи совісті провела міжрегіональний круглий стіл «Бабин Яр: і тисячі ярів пам’яті по всій Україні» у форматі телемосту. Захід об’єднав учасників з Одеси, Харкова, Дніпра та Закарпаття, які говорили не лише про трагедію Бабиного Яру, а й про ширший контекст — десятки тисяч місць масових злочинів, розсіяних по всій країні. Дискусія показала: Голокост, геноцид ромів та політичні репресії — це не ізольовані події, а складові єдиного ланцюга насильства, що прокотився українською землею, де кожен регіон зберігає свої «рани пам’яті».
[Докладніше] -
Семінар «Як говорити про Голокост зі школярами»
26-28 вересня 2025 року в Києві відбувся методичний семінар «Як говорити про Голокост зі школярами». Освітяни з 9 областей України зібралися разом, аби вчитися, обмінюватися досвідом і шукати відповіді на непрості запитання. Учасники семінару вже успішно завершили онлайн-курс «Як говорити про Голокост зі школярами», який розпочався 10 червня 2025 року, і нині мають змогу продовжити навчання у форматі безпосереднього професійного спілкування.
[Докладніше] -
Відкриття Каменя спотикання на честь Праведника Бабиного Яру Петра Четверикова
23 вересня о 16:00 за адресою Берестейський проспект, 25а відбудеться церемонія відкриття Каменя спотикання на честь Праведника Бабиного Яру Петра Четверикова — людини, чиє життя залишило світлий слід мужності та людяності.
[Докладніше] -
Виставка «Українське-єврейське століття» в Єрусалимі
Виставка освітньої організації Centropa «Українське-єврейське століття», що вже побувала в багатьох містах України, напочатку вересня відкрилась в Ізраїлі, в Єрусалимі, в приміщенні Menachem Begin Heritage Center in Jerusalem
[Докладніше]