Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу сергея чуева “проклятые солдаты”
Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу Сергея Чуева “Проклятые солдаты”. Книга дает широкий обзор войсковых соединений коллаборантов. Подробно описываются боевые пути различных формирований. Вместе с тем, совершенно не описано участие многих подобных соединений в массовом уничтожении евреев. Вообще проблема Холокоста почти полностью проигнорирована автором. Разумеется, подобный подход вызывает недоумение.
В самом начале главы “Русские формирования” указывается на влиянии “Протоколов сионских мудрецов”, которые впервые были опубликованы в Германии Федором Винбергом – активным деятелем “Черной Сотни” и Союза Михаила Архангела. Одновременно совершенно не раскрыта расовая концепция нацистов. Вместе с тем упоминается еврейское происхождение генерала Б.Штейфона главы Русского Корпуса, который в 1944 году подчинился генералу Власову. Для чего вставлена фраза “происходивший из семьи крещеных евреев” остается совершенно непонятным.
Вообще иногда евреи в книге упоминаются в довольно странном контексте. Так в разделе “Русские в немецких спецслужбах” упоминается некая “шарашка” из “захваченных евреев”, при чем не упомянуто где захваченных, каким образом и что потом с ними стало. Еще более странный характер носит упоминание в этом же разделе о генерале Смысловском, о том будто бы он “скупал в больших количествах валюту и драгоценности у евреев”… Каким образом подобный факт мог происходить во время массового ограбления и уничтожения евреев – сие остается на совести автора книги?
Вместе с тем в разделе “Король “Локтя” и его армия” описано уничтожение евреев, а также указывается, что газета “Голос народа” ( пос.Локоть, Орловской обл.)являлась антисемитской. В тоже время проигнорирован антисемитизм других подобных газет.
В разделе “Русские фронтовые формирования” цитируется документ комендатуры г.Кудеверь, в котором ясно сказано о том, что “уделяется огромное внимание по выявлению жидов”.
В части “Братья-славяне” на немецкой службе” подробно описываются украинские формирования. Здесь уже звучит тема львовского погрома, сказано о львовском гетто.
Упоминаются лагерь подготовки будущих охранников в лагерях смерти Травники. И о том, что здесь “Помимо украинцев… обучались ремеслу охранника русские, белорусы, прибалтийские и туркестанские добровольцы”. Подчеркнем то, что нам неизвестно, насколько этих людей можно назвать добровольцами. Кроме того, хотя указаны лагеря смерти, однако именно кого в них уничтожали, не сказано. Говорится и о восстании в Варшавском гетто, однако одним предложением, словно читателю подробно известно сопротивление евреев.
В части “Прибалтийские формирования”, цитируется показания советского агента о целях Гвардии обороны Литвы (1940 г.) где упоминается “разоблачать врагов Литвы, особенно евреев…” однако вновь не указано – занимались ли члены Гвардии массовыми расстрелами мирного еврейского населения. Наконец одна из глав имеет подзаголовок “Холокост по-литовски” (тема Холокоста возникает на странице 386!), в этой главе подробно описывается уничтожение евреев Литвы. Непонятно только почему именно евреям Львова, Литвы и Латвии уделено внимания, а евреям основной части Украины, России, Белоруссии, Эстонии – нет…
Еврейский вопрос вновь упоминается уже в части “Восточный легион Гитлера”, где цитируется слова муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, о том что арабы и немцы “имеют трех общих врагов – англичан, евреев и большевиков”.
Неожиданно в конце книги вскользь упоминается о том, что “Еще до начала войны с СССР в ряде германских и европейских (сие обозначение уж вовсе непонятно – А.Ф.) изданий появились материалы, авторы которых утверждали, что армяне являются семитами и их надлежит уничтожать, как и евреев”. Отметим некоторую странность – известно, что и арабы семиты, но их уничтожать нацисты вовсе не собирались. Более того – расовая политика нацистов по отношению именно к семитам носила запутанный характер. Евреи однозначно были провозглашены “антирасой” – напомним читателю, именно евреи являлись исключением, по сравнению со всеми остальными народами мира.
Шок вызывает описание Варшавского восстания 1944 года. Вина за массы погибших от рук нацистов и коллаборантов, а также нежелание вмешиваться советских войск переложена на “господ из Лондона”, как в советские времена. Думаем подобный подход, способен нанести травму польскому читателю.
Одновременно язык автора настолько советизирован всевозможными штампами, что возникает ощущение, будто книга написана в семидесятых годах прошлого века. Тем более недоумеваешь, когда автор совершенно серьезно сообщает об “измене гетмана Мазепы”. Кроме того, в книге возникают коварные в устах историка дефиниции “…если у нас служба немцам все-таки воспринималась, в том числе в народном сознании (?! – выделено нами, А.Ф.), как предательство…, то на Западе (?!) это было в порядке вещей”.
Наконец в приложении, где перечислены названия оккупационной прессы замечаем газету “Жидоед” (приложение к “Штюрмеру” ред. Марков) – это пожалуй все, что мы узнаем из авторского материала по поводу антиеврейской политики нацистов.
Останні Новини
-
Запрошуємо на ХVІІІ щорічний Круглий стіл «Українське суспільство і пам'ять про Голокост»
27 січня 2025 року, з нагоди Міжнародного дня пам’яті жертв Голокосту, ми проводимо ХVІІІ Круглий стіл «Українське суспільство і пам’ять про Голокост: спадщина та сучасні виклики».
[Докладніше] -
УЦВІГ ВІТАЄ КОЛЕГ З НОВИМ, 2025 РОКОМ!
Дорогі друзі, партнери, колеги та колежанки! З найщирішими побажаннями ми вітаємо Вас з 2025 роком! Хай цей рік принесе нашій країні Перемогу і мир!!! Нам всім наснаги, мужності, успіхів у житті та професійній діяльності!
[Докладніше] -
UCHS GREETS COLLEAGUES WITH A NEW YEAR 2025!
Dear friends, partners and colleagues, we wish you a very happy New Year 2025! May this year bring our country Victory and peace!!! We wish you all inspiration, courage, success in life and professional activities!
[Докладніше] -
Публічна дискусія: «Голокост і суспільна відповідальність: уроки для сьогодення»
10 грудня 2024 року у виставковому центрі «Жива пам'ять» Національного історико-меморіального заповідника «Бабин Яр» відбулася публічна дискусія «Голокост і суспільна відповідальність: уроки для сьогодення». Під час дискусії історики, політологи, архівісти, культурологи розглянули Голокост не лише як історичну подію, але і як явище, що має актуальні уроки для запобігання будь-яким проявам масових злочинів сьогодні. Особливу увагу було приділено ролі суспільства у протистоянні несправедливості та боротьбі за захист прав людини та відповідальності кожного за майбутнє.
[Докладніше] -
Міжнародна конференція «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень»
12 листопада 2024 року в Інституті всесвітньої історії НАН України було проведено міжнародну наукову конференцію на тему «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень» На конференції обговорювалися актуальні проблеми вивчення Голокосту в Україні та світі, теоретичні засади сучасного наукового дискурсу з проблематики Голокосту.
[Докладніше]