Первый семинар украинского центра изучения истории Холокоста
ХОЛОКОСТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Украинский центр изучения Холокоста провел свой первый семинар для преподавателей университетов Украины Семинар проходил с 7 по 9 июня в г. Виннице на базе Винницкого педагогического университета. “Холокост: прошлое и настоящее” – это первый научно-методический семинар из планируемого цикла “Преподавание истории Холокоста в высших учебных заведениях Украины”. Помощь в его проведении оказало Министерство образования и науки Украины и Институт политических и этнонациональных исследований НАН Украины. В работе приняли участие преподаватели 15 ВУЗов из 9 городов Правобережной Украины: Луцка, Ивано-Франковска, Ровно, Житомира, Черновцов и др. Напряженная трехдневная программа включала не только серьезную лекционную часть, но и обсуждение каждого доклада, оживленные дискуссии и круглые столы, на которых выкристализовывались общие принципы преподавания отдельных аспектов этой нелегкой темы. Первый день семинара был посвящен вопросам исследования и преподавания темы Холокоста на Украине в настоящее время (лекция д-ра Анатолия Подольского “Проблемы истории Холокоста и современность”), затем последовала лекция Вячеслава Лихачева (Москва, Еврейский университет) “Формирование европейского антисемитизма в новейшее время”, получившая высокую оценку слушателей и вызвавшая оживленную дискуссию. Дальнейшая работа была посвящена рассмотрению проблем, связанных с историей Холокоста на территории Украины. С лекциями, насыщенными исторической фактологией и попытками осмысления Катастрофы украинского еврейства в различных регионах выступили исследователи этой проблематики – Михаил Тяглый, Фаина Винокурова, Стер Елисаветский, Юлия Смилянская, Илья Кабанчик. Завершала информационную часть семинара фундаментальная лекция Леонида Мациха “Теология после Катастрофы”, познакомившая слушателей с попытками философского осмысления Шоа теологами и философами современности. Ценность данным докладам придавало то, что лекторы знакомили слушателей со своими последними исследованиями, новыми архивными материалами, с еще неопубликованными научными разработками (в первую очередь это касается наших коллег Фаины Винокуровой и Михаила Тяглого). Во время работы круглого стола “Холокост и современность” удалось высказаться всем участникам семинара. В вопросе о необходимости преподавания данной темы в ВУЗах Украины педагоги были единодушны: “Несомненно, данная тема должна занять особое место в гуманитарных курсах, прежде всего истории и политологии…” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет). “Необходимость преподавания на историческом факультете очевидна” (П.М.Кривченко, Винницкий государственный педуниверситет). “Кроме спецкурса “История Холокоста”, который уже читается в Ровенском Государственном Гуманитарном Университете, необходимо шире рассматривать эту тему в вузовских курсах “История Украины”, “Новейшая история”, “История культуры Нового и Новейшего времени” (О.В.Крупка). “Преподавание проблем Холокоста – объективная реальность. Это часть истории не только еврейского народа, но и европейской истории. Преподавание спецкурса возможно (ІІІ – ІV курс) в объеме 20 – 24 час.” (Т.В.Марусик, Чернивецкий национальный университет). “Чтение курсов истории Украины и всемирной истории требует включения в программы отдельной темы “История и последствия Холокоста”. На историческом и на других гуманитарных факультетах вузов введение спецкурса считаю целесообразным. Знание данной проблемы необходимо для студентов, как специалистов, в первую очередь, но также поможет и в организации воспитательного процесса.” (В.В.Надольская, Волынский государственный университет, Луцк). Для некоторых педагогов вопрос преподавания истории Холокоста встал впервые, другие уже затрагивали данную тему в различных курсах (“История Украины”, “История ІІ мировой войны”, “Национальные меншинства Украины”, “История южных и западных словян” и др). Необходимость спецкурса для гуманитарных факультетов очевидна для всех участников круглого стола. Что касается технических вузов, в которых сейчас резко сокращается объем аудиторных часов, педагоги включают тему Холокоста в различные курсы, как исторические, так и литературные (“История Украины”, “Украинская и зарубежная литература” - О.И.Дидковская, Житомирский инженерно-технологический институт). Преподаватели отмечают, что вопросы, связанные с Холокостом неизменно вызывают интерес студенческой аудитории. Ребята пишут курсовые работы и дипломы (“Холокост в Житомирской области”, “Геноцид относительно еврейского населения Волынской области в годы Второй мировой войны”, “Холокост и его уроки” и др.). Студенты педагогических ВУЗов работают со школьниками – слушателями Малой академии наук, которые готовят работы по истории Холокоста (в том числе и в форме аудио- и видео- интервью с пережившими Катастрофу). Предложение Центра о проведении в следующем учебном году конкурса студенческих работ было поддержано всеми участниками семинара. Дискуссии развернулись вокруг форм и методов преподавания истории Холокоста. Каким образом должна происходить подача материалов о коллаборации и праведничестве, как складывались отношения ОУН-УПА с еврейским населением Украины, как соотносятся события Холокоста и современные проявления антисемитизма на Украине, какое место занимает Холокост в ряду геноцидов других народов… Умение задавать вопросы – неотъемлемый атрибут еврейской традиции… Умение задавать вопросы – неотъемлимое право человека в ХХІ веке. Искать ответы на эти вопросы мы будем теперь вместе с педагогами, работавшими на семинаре, и с их студентами. Холокост – одна из острейших тем, заставляющих юного человека думать, и учиться задавать вопросы. И понимать самоценность вопроса, у которого пока нет ответа. В анкетах, предложенных участникам семинара, был вопрос: “Какие на Ваш взгляд препятствия ожидают преподавателя истории Холокоста в ВУЗах Украины? Какие возможности преодоления этих препятствий?“. Основной круг проблем, очерченный нашими коллегами выглядел следующим образом: “Недостаточное владение преподавателей материалами, связанными с проблематикой Холокоста”. “Почти полное отсутствие соответственной научно-методической литературы, разработок спецкурса по теме Холокоста“. “Недооценка важности освещения темы Холокоста в поле экономических и социальных проблем в Украине”. “Сокращение часов при преподавании гуманитарных дисциплин, недостаток специалистов по данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир). “Наиболее существенное препятствие – психологические стереотипы (как бытовые так и научные мифологемы) и чисто локальное понимание природы Холокоста”… Работа Украинского центра изучения истории Холокоста как раз и направлена на поиск каких-то решений, по крайней мере, некоторых из названных проблем – подготовка преподавателей, обеспечение научно-методической литературой, разработка спецкурсов – все это входит в круг проблем, которые мы пытаемся решить. Что же касается ломки стереотипов – процесс этот трудный и долгий, но, какие-то инструменты для развенчания некоторых мифологем во время семинара педагоги, мы надеемся, получили. Радует, что в нескольких анкетах на вопрос ответили примерно так: “Никаких препятствий отночительно преподавания указанной темы в нашем ВУЗе нет” (А.Н.Безуглый, Винница. Т.В.Марусик, Черновцы. О.И.Дидковская, Житомир). Для организаторов семинара полезной оказалась графа в анкете “Ваши предложения Украинскому центру изучения Холокоста”. Участники семинара продемонстрировали искреннюю заинтересованность в работе центра, глубокое проникновение в проблему, возможность коллегиального решения многих проблем. Кроме этого, были и конкретные предложения о возможных путях сотрудничества в данной области: “Налаживание сотрудничества между культурными и научными центрами, которые занимаются изучением проблемы. Проведение региональных семинаров (круглых столов и т.д.) с целью обмена исследовательской информацией и ознакомление общественности с основными научными достижениями“. (О.В.Крупка, Ровенский институт славяноведения). “Обратить внимание на преподавание в средних учебных заведениях”. (И.Б.Кабанчик, Львов. О.М.Жук, Луцк). “Поддерживать постоянную связь с регионами, предоставлять методическую, информационную, научную помощь, подготовить библиографию по истории Холокоста”. (В.В.Надольская, Луцк). “Необходимо распространять имеющиеся материалы о Холокосте, потому что в провинции их практически нет”. (П.М.Кривенко, Винница). “Расширить за счет студентов состав участников исследования данной проблематики в форме написания конкурсных работ”. (И.М.Паньков, Ивано-Франковск). “Целесообразно было бы Министерству науки и образования Украины разработать пробную научную программу по данному спецкурсу, а преподаватели в соответствии с региональными особенностями и объемом часов будут корректировать ее”. (Т.В.Марусик, Черновецкий национальный университет, А.В.Слесаренко, Ровно). “Информацию об исследованиях по данной проблеме следовало бы рассылать во все ВУЗы и областные библиотеки. Предлагаю на базе Житомирского педуниверситета при привлечении других ВУЗов Житомира провести студенческую научную конференцию, посвященную данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир). “Расширить круг проблем, в частности, по истории украинского еврейства, культуре, традициях…” (О.И.Дидковская, Житомир). Надо сказать, что данные предложенния тщательно проанализированны и большинство из них уже включено в план работы Центра. По возможности, надеемся, будут выполнены все пожелания. В оценке семинара участники были единодушны. Что, конечно, радует организаторов. Мы надеемся, что заполнение соответствующей графы в анкете было не просто данью вежливости, а отражало истинное положение вещей. “Семинар проведен на высоком научно-методическом уровне” – так написали все, заполнившие анкету. Но особенно ценным кажется нам атмосфера сотрудничества, взаимоуважения, толерантности, царившая на семинаре: “Оценка самая высокая, профессиональный разговор в атмосфере творческого взаимообогащения и отсутствия надзидательности и “единственно верного взгляда”… Самое главное – очерчены пути для исследования данной проблемы, сложные и противоречивые ее моменты, требующие глубокого анализа, представлены результаты исследований как зарубежных, так и украинских ученых” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет). Да будет так. Пути очерчены, и дабы не сложилось ощущение, что пути эти гладки и безоблачны, надо заметить, что каждое прикосновение к теме Холокоста вызывает лавину вопросов, споров, дискуссий. Что необходима очень продуманная, взвешенная, тщательно выверенная позиция педагога при преподавании данного материала. Опасность того, что тема может стать дежурным перечислением исторических фактов и дат, с одной стороны, или что она будет провоцировать антисемитские настроения с другой стороны – все это звучало в процессе дискуссий. Но главным было все же понимание, что тема Катастрофы заставляет молодого человека задуматься над вопросами, не задумываться над которыми сейчас опасно для человечества. И последнее. На вопрос “Хотели бы Вы и в дальнейшем принимать участие в подобных семинарах?” все участники ответили “Да” или “Безусловно”. А это значит - работа продолжается. Юлия Смилянская, |
||||||||||
|
Останні Новини
-
Міжнародна конференція «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень»
12 листопада 2024 року в Інституті всесвітньої історії НАН України було проведено міжнародну наукову конференцію на тему «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень» На конференції обговорювалися актуальні проблеми вивчення Голокосту в Україні та світі, теоретичні засади сучасного наукового дискурсу з проблематики Голокосту.
[Докладніше] -
Положення про ХХV Всеукраїнський конкурс учнівських робіт «Історія і уроки Голокосту» ім. І.Б. Медвинського (2024 – 2025 навчальний рік)
Український центр вивчення історії Голокосту за підтримки партнерів повідомляє про проведення у 2024-2025 навчальному році серед учнів середніх загальноосвітніх закладів України щорічного конкурсу дослідницьких і творчих робіт «Історія і уроки Голокосту» ім.І.Б.Медвинського
[Докладніше] -
Відкрита лекція в Житомирському державному університеті ім. І.Франка
29 листопада 2024 року для студентів та викладачів історичного факультету Житомирського державного університету ім. Івана Франка, в рамках університетської програми «Запрошені професори» керівник УЦВІГ Анатолій Подольський виступив з лекцією на тему: «Виклики у вивченні історії Голокосту під час російської війни проти України».
[Докладніше] -
Виставка “(Не)Дитячі історії” на Чернігівщині
Протягом кількох тижнів листопада над «(Не)Дитячими історіями» працювали наші колеги Козелецького ліцею №3, Чернігівської області. Попри складні умови для роботи, шестеро гідів – учні та учениця 8, 9 й 10 класів – та їхній вчитель п. Ігор Карась змогли ознайомити з матеріалами виставки більше 300 осіб, учнів 6-11 класів та вчителів місцевих шкіл.
[Докладніше] -
„Громадяни України нині під такою ж загрозою, як євреї за Третього Райху”
На сайті „Локальна історія” опубліковано розлоге інтерв’ю з керівником Українського центру вивчення історії Голокосту Анатолієм Подольським під назвою „Громадяни України нині під такою ж загрозою, як євреї за Третього Райху”. Платформа „Локальна історія” – це відомий в Україні та за її межами онлайн-архів усноісторичних та візуальних джерел, покликаний зберігати історичну спадщину.
[Докладніше]