Вышла новая книга в.лихачева “Политический антисемитизм в современной России”
Новая книга, уважаемого нами, коллеги В.Лихачева “Политический антисемитизм в современной России”, вышедшая в издательстве “Academia” (2003 г., Москва, Московское бюро по правам человека, научный редактор В.Прибыловский) весьма полезный для исследователя труд. Рецензентами выступили д.и.н.В.Шнирельман и директор Украинского Центра изучения истории Холокоста к.и.н. А.Подольский.
В.Лихачев собрал огромное количество фактов о деятельности антисемитских движений в России. Больше того – автор попытался проанализировать теории и направления российского антисемитизма. Сожалеем, что подобной книги об украинских организациях, подобной направленности, до сих пор нет.
Материал изложен и систематизирован целиком научно и без моментов политизации.
Особый интерес для нас представляет отрицание Холокоста в России. Еще больший – не отрицание, а открытое прославление печей Освенцима. Цитата автора из православной (!!!) газеты “Русскій партизанъ” (!!!) вызывает определенный шок. Как бы подобную газету не списывать на психическую патологию – у нее ведь имеется некий читатель… Новая книга, уважаемого нами, коллеги В.Лихачева “Политический антисемитизм в современной России”, вышедшая в издательстве “Academia” (2003 г., Москва, Московское бюро по правам человека, научный редактор В.Прибыловский) весьма полезный для исследователя труд. Рецензентами выступили д.и.н.В.Шнирельман и директор Украинского Центра изучения истории Холокоста к.и.н. А.Подольский.
В.Лихачев собрал огромное количество фактов о деятельности антисемитских движений в России. Больше того – автор попытался проанализировать теории и направления российского антисемитизма. Сожалеем, что подобной книги об украинских организациях, подобной направленности, до сих пор нет.
Материал изложен и систематизирован целиком научно и без моментов политизации.
Особый интерес для нас представляет отрицание Холокоста в России. Еще больший – не отрицание, а открытое прославление печей Освенцима. Цитата автора из православной (!!!) газеты “Русскій партизанъ” (!!!) вызывает определенный шок. Как бы подобную газету не списывать на психическую патологию – у нее ведь имеется некий читатель…
Чрезвычайно интересна на наш взгляд информация о связях некоторых буддистов с неонацистами. Как мы знаем подобные связи уже существовали во времена Третьего рейха, к сожалении, они достаточно слабо изучены. Интересны и параллели между А.Кроули, Э.Бейли, Е.Блаватской и российскими опасными “жрецами” П.Глобой и В.Щербаковым. Мы могли бы добавить в этот ряд И.Каныгина и несколько других украинских авторов усиленно распространяющих околоарийские мифы.
Очень точно отмечено падение журнала “Наука и религия”, который превратился в рупор смеси язычества и русского национализма. Однако самое интересное – это раскопка автором публикации В.Скурлатова (известного своими полунацистскими речами) в журнале “Техника – молодежи” за 1977 год! С нашей точки зрения, исследователям было бы полезно проследить возможную связь современной неонацистской идеологии с тогдашними попытками попробовать иные идеи вместо обанкротившегося марксизма-ленинизма.
Как обычно, мы не можем воздержаться от частичной критики, которая, надеемся – приятна и полезна автору и другим нашим коллегам.
В.Лихачев в разделе “Реалии и перспективы праворадикального движения” полагает, что российская власть будет подыгрывать ксенофобским настроениям в обществе. Насколько мы поняли, исходя из того, что подобные настроения популярны. Хотя мы частично разделяем пессимизм автора, но не можем согласиться с ним, в том, что власть сегодняшней России настроена популистски. На наш отстраненный взгляд, у нынешней власти в России есть определенные идеологемы, которых она придерживается и которые пытается привить обществу. Именно те идеологемы, которые разрабатывались когда-то в закрытых институтах, связанных с определенными службами. Думаем, если власти не будет выгоден рост ксенофобии – у нее есть все возможности его (и, к сожалению, довольно беспощадно, в традиционном стиле) уменьшить. В контексте сегодняшних событий в Украине вокруг формального закрытия газеты “Сельські вісті”, мы видим те же проблемы – желание власти использовать ксенофобские настроения в обществе, при формальной борьбе с ксенофобией.
В разделе “Нацистское золото” мы не совсем согласны с автором в том, что основные издания неонацистов самоокупаемы. Хотя это, несомненно, встречается, однако думаем поддержка “красного директората”, о которой упоминает автор - более внушительна. Мы знаем о подобных фактах и в Украине, когда значительно количество тиража подобной литературы не находило потребителя, однако издание продолжало выходить благодаря поддержке отдельных бизнесменов. Смеем надеяться, что в СНГ еще появятся более подробные исследования на тему денежной помощи неонацистам, подобно той, которая произвела когда-то шок в Германии. Тогда, напомним, открыли прямую связь между неонацистскими группировками и комсомолом ГДР.
Раздел “Православие и антисемитизм”, представляет особое значение, так как, позиция Церкви отражает наиболее традиционную точку зрения, от которой во многом зависит позиция других частей социума. В.Лихачев пишет:“Особенностями догматики и общей ментальности восточной христианской церкви являются консерватизм, строгая приверженность однажды определенным позициям и сопротивление инновациям, особенно затрагивающим основы вероучения. Во многом именно благодаря этим особенностям менталитета в рамках православия весьма затруднена ревизия официальной доктрины относительно евреев, наподобие той, которая была осуществлена в католической и в большинстве протестантских Церквей.” В целом соглашаясь с автором в оценке современного состояния Церкви, нельзя согласится с тем, что такова “общая ментальность” православия. Работы русских, православных философов 20-ых, 30-ых годов, легли в основу изменений в католической Церкви, которая также является весьма консервативной. Нужно отметить, что современные искания в русском православии также чрезвычайно радикальны, как и в католичестве перед 2-ым Ватиканским собором. Сам автор упоминает В.Русанцева, можно добавить в этом контексте Г.Якунина (сейчас, насколько нам известно он является прихожанином УПЦ Киевского патриархата). Потому можно надеется, что проведение Собора РПЦ (о необходимости которого идет речь уже с 1989 года) может существенно изменить ситуацию – в ту или иную сторону (по определению автора – в либеральную или консервативную). Автор указывает: “В силу совершенно иной богословской традиции православия и особенностей ментального контекста постсоветского религиозного возрождения этот круг идей (Теология после Освенцима, прим.наше) оказался в России совершенно чуждым и невостребованным”. Совершенно соглашаясь с В.Лихачевым именно в моменте “особенностей ментального контекста постсоветского религиозного возрождения”, невозможно согласится с тем, что временное неприятие данного круга идей, окажется таковым и в дальнейшем. Нужно отметить, что и проблемы ГУЛага пока невостребованы в полной мере русским религиозным сознанием. Нам кажется – все эти временные затруднения указывают лишь на то, что так называемая “победа демократии” в 1991 году, в реальности является мнимой. Чем раньше это осознает то же православие (а то, что осознает – несомненно), тем скорее будет востребован осмысленческий контекст, связанный с трагедиями русской истории. Особенно, с проблемами Великой Отечественной войны, которые сплелись для России в столь тесный немецко-еврейско-русский узел.
Невозможно ставить автору в вину (так как тема выходит за рамки книги В.Лихачева), однако нужно отметить, что автор не рассказал о течениях в РПЦ за рубежом, где также существует мощная традиция антисемитизма, рядом с вполне либеральной. Этот феномен недостаточно изучен и мы обращаем на него внимание исследователей.
На наш взгляд коллега В.Лихачев несколько преувеличивает консервативность религиозного сознания, которое якобы живет догматами. Религиозное сознание, как и светское бывает совершенно различным и там где один верующий ищет успокоения в догмах, другой напротив находит необходимое колебание и неуспокоенность. Русское движение старцев несомненно доказывает на присущее православию реформаторство.
Автор указывает:“Наряду с прочими, не отменены положения Вселенских Соборов, запрещающие общение с иудеями, совместные трапезы и т.п. Правда, как и во многих других случаях, ни буква, ни дух этих положений, как правило, не соблюдаются самими иерархами РПЦ”. Здесь желательно сказать, что те же запреты существуют и в исламе, что совершенно не мешает многим мусульманам и православным игнорировать данные положения. Это вновь таки подчеркивает достаточную широту религиозного сознания (где, в конечном итоге, решает личность и Бог, вне любой иерархии), в отличие от советских клише о “религиозном догматизме”. Верующий волен трактовать многие противоречивые высказывания Отцов Церкви, по своему. Факты, всязанные с погромами достаточно красноречивы. В некоторых местах, защита священниками евреев принесла несомненные плоды, в других – попытки священников остановить толпу заканчивались плачевно для них самих в первую очередь. Хотя и там и там погромщики шли под религиозными лозунгами.
Глава “Мусульмане в современной России” дает огромную почву для размышлений. Нужно только отметить, что как и в случае православия, а с исламом тем паче – муллы на местах трактуют Коран довольно свободно и вовсе не обязательно в антисемитском ключе. Совершенно соглашаясь с автором в утверждении - “Россия в какой-то степени копирует установившуюся в других странах с многочисленной мусульманской общиной норму: официально исламские организации и структуры объединяют лояльные властям и склонные к толерантности лидеры, но при этом существует мощный пласт “параллельного”, неофициального ислама, приверженцы которого стоят на радикальных фундаменталистских позициях, в частности, со свойственным им антисемитизмом.” Мы хотели бы только добавить – как и существует пласт приверженцев благожелательного отношения к иудаизму.
Добавим еще раз - книга В.Лихачева является нужным и полезным исследованием. Язык ее прост и ясен. Автор не заангажирован ни в один из политических лагерей и объективно излагает факты. Надеемся, что подобные книги появятся и на Украине. А В.Лихачев даст нам возможность порадоваться следующим насыщенным и серьезным текстам.
Артур Фредекинд
Оголошення
Дивитися всіОстанні Новини
-
Запрошуємо на ХVІІІ щорічний Круглий стіл «Українське суспільство і пам'ять про Голокост»
27 січня 2025 року, з нагоди Міжнародного дня пам’яті жертв Голокосту, ми проводимо ХVІІІ Круглий стіл «Українське суспільство і пам’ять про Голокост: спадщина та сучасні виклики».
[Докладніше] -
УЦВІГ ВІТАЄ КОЛЕГ З НОВИМ, 2025 РОКОМ!
Дорогі друзі, партнери, колеги та колежанки! З найщирішими побажаннями ми вітаємо Вас з 2025 роком! Хай цей рік принесе нашій країні Перемогу і мир!!! Нам всім наснаги, мужності, успіхів у житті та професійній діяльності!
[Докладніше] -
UCHS GREETS COLLEAGUES WITH A NEW YEAR 2025!
Dear friends, partners and colleagues, we wish you a very happy New Year 2025! May this year bring our country Victory and peace!!! We wish you all inspiration, courage, success in life and professional activities!
[Докладніше] -
Публічна дискусія: «Голокост і суспільна відповідальність: уроки для сьогодення»
10 грудня 2024 року у виставковому центрі «Жива пам'ять» Національного історико-меморіального заповідника «Бабин Яр» відбулася публічна дискусія «Голокост і суспільна відповідальність: уроки для сьогодення». Під час дискусії історики, політологи, архівісти, культурологи розглянули Голокост не лише як історичну подію, але і як явище, що має актуальні уроки для запобігання будь-яким проявам масових злочинів сьогодні. Особливу увагу було приділено ролі суспільства у протистоянні несправедливості та боротьбі за захист прав людини та відповідальності кожного за майбутнє.
[Докладніше] -
Міжнародна конференція «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень»
12 листопада 2024 року в Інституті всесвітньої історії НАН України було проведено міжнародну наукову конференцію на тему «Європейський науковий дискурс Голокосту: сучасні виміри та перспективи досліджень» На конференції обговорювалися актуальні проблеми вивчення Голокосту в Україні та світі, теоретичні засади сучасного наукового дискурсу з проблематики Голокосту.
[Докладніше]