Народы Кавказа в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В Германии, в серии доктора Андреаса Умланда «Soviet and Post-Soviet Politics and Society» (издательство – ididem-Verlag) вышла книга Алексея Безугольнова «Народы Кавказа в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (2005, Stuttgart). Предисловие профессора, действительного государственного советника Российской Федерации ІІІ-го класса, Николая Бугая.
Исследование представляет собой, тщательно проработанный материал, в котором разбираются проблемы народов Северного Кавказа и Закавказья, в период Второй мировой войны. В работе рассматриваются проблемы коллаборации, отношения Советской власти к неславянскому населению. Особенно подробно освещается мобилизация народов Северного Кавказа. Рассматриваются воинские формирования кавказцев, на стороне СССР, и частично упоминаются формирования, входившие в состав вермахта. Автор пишет об идеологической работе среди кавказцев. Безупречны таблицы, где приведены размеры участия кавказцев в войне 1941-1945 гг. Вместе с тем, хотя упоминаются евреи, и говорится об идеологических составляющих войны, совершенно отсутствует тема Холокоста, или хотя бы упоминание о расовых теориях в тогдашней Германии. Которые, очевидным образом касались кавказцев.
В предисловии профессора Н.Бугая мы встречаем некоторые странные подходы. Предисловие выдержано в советском духе, там встречаются лозунги, не могущие быть подтвержденными реальной жизнью, вроде: «Всех тех, кто был на фронте, объединяло… - общее стремление к победе над врагом». Мы оставляем это утверждение без комментариев. Особенно удивляет следующее высказывание Н.Бугая: «Отдельные исследователи увлеклись фальсификацией событий, холокостом, «перекрашивают» одновременно освободительную роль Красной Армии в роль «захватническую», «оккупационную» и т.д.» Не будем останавливать на вполне обоснованном, с исторической точки зрения, подходе к Красной Армии, как армии оккупационной. Более непонятным выглядит перечисление через запятую «фальсификации событий» и Холокоста. Странно также перечисление профессором Героев Советского Союза, в котором присутствуют русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, осетины, азербайджанцы и калмыки, но почему-то отсутствуют евреи. Если Н.Бугай имел в виду славян и кавказцев (которым и посвящена книга), то почему тогда в этот ряд попали калмыки?
Хотелось бы сразу отметить – не стоило смешивать в одну группу изучение, примером, столь различных регионов как Аджария и Северная Осетия. Закавказье существенно отличается от Северного Кавказа, начиная от различной религиозной составляющей и заканчивая языковой. Слишком сложно объединить в одном исследовании армян и чеченцев. Слишком разные исторические, культурные и иные различия.
В тоже время сам текст А.Безугольникова безукоризнен. Он насыщен фактами, вполне передает нежелание многих кавказцев (как и вообще многих людей) служить в армии, он вполне осмысленно рассуждает о существенных проблемах Кавказа.
Автор приводит интересные сообщения о секретных постановлениях НКВД еще в 1941 году, существенно ограничивавших мобилизацию на Кавказе. С другой стороны, нам кажется странным стремление автора подходить к сталинскому режиму, как к некой нормальной стране. «Нередко… меры носили тотальный, превентивный и внесудебный характер». Насколько нам известно, они почти всегда носили именно внесудебный характер, что было связано с политической компонентой тоталитарного режима в СССР.
Нам странно то, что автор приводя сообщение того же профессора Н.Бугая («Репрессированные народы: чеченцы и ингуши. Документы, факты, комментарии. Составитель Н.Ф.Бугай, М.1994 г.), о том, что была создана Чечено-Горская Национал-социалистическая партия, не приводит соображений о возможной инспирированности этого сообщения как со стороны советских, так и немецких спецслужб. А если все же подобная партия существовала, то почему автор обошел ее историю?
Игнорирование проблем Холокоста, если так можно выразится – естественно в подобном труде и при подобном вступлении. Тем не менее, встречается утверждение, которое нуждается в комментарии – а он не сделан. Говоря об освобождении Северного Кавказа Советской армией, автор указывает, что мобилизация теперь проводилась выборочно и включала в себя только «европейские национальности». А.Безугольников пишет: «В перечень последних входили русские, украинцы, белорусы, а также, как правило, евреи». Выражение «как правило» в контексте массовых расстрелов евреев нацистами, носит странный характер. Если евреев иногда не включали в списки «европейских национальностей», то почему это делалось?
Сопротивление северных кавказцев (чеченцев, ингушей, дагестанцев) принудительной мобилизации в советскую (да и в немецкую) армии – известный факт. На наш взгляд автор преувеличивает «добровольный» характер мобилизации в Красную армию, не только в Дагестане (о чем А.Безугольников упоминает), но и в других районах СССР.
Нам кажется, что, цитируя Л.Мехлиса: «Гитлер и его банда пытаются… истребить славянские народы…», а затем утверждая о том, что по нацистским критериям: «Русским и славянам в целом в этой (нацистской – прим.А.Ф.) классификации отводилась низшая ступень», автор вполне мог бы добавить об «антирасе» - евреях, которым вообще не было места. Следует отметить, что, не являясь специалистами в отношении нацистских взглядов на кавказские народы – было бы интересно узнать об этом из книги. Насколько нам известно, подобные разбирательства существовали в Третьем Рейхе. Тем паче автор ссылается на известного исследователя Й.Хоффмана, который, как нам кажется, должен был бы уделить внимание нацистским подходам. Также эта тема важна, когда автор упоминает о том, что «масштабы строительства коллаборационистских частей из представителей народов Кавказа были значительны». Представлялось бы возможным сообщить причины подобного.
Следует также отметить, что в Приложении 2-ом, таблица №6, названа «Сведения о результатах борьбы с бандитизмом на Северном Кавказе», в тоже время в таблице приведены данные поАрмении и Грузии. Также чрезвычайно интересные факты о «бандитизме» в Ставрополье и Краснодарском крае. Нам кажется, что тут вновь необходимы комментарии – если о Краснодарском крае – имеется в виду Адыгея, или иные районы? Также по Ставропольскому краю.
В тоже время, нужно сказать о прекрасном справочном аппарате. Единственное чего, возможно, не хватает – автор почему-то не включил в перечень своих интересов книги Абдурахмана Авторханова, которые, на наш взгляд, дополнили бы картину.
В целом – книга полезный и необходимый источник информации, касающейся вопросов Второй мировой войны.
Артур Фредекинд
Оголошення
Дивитися всіОстанні Новини
-
Бюлетень "Уроки Голокосту" № 3 (83), липень-вересень, 2025 р
Шановні колеги! Вийшло друком чергове число інформаційно-педагогічного бюлетеню Українського центру вивчення історії Голокосту "Уроки Голокосту", № 3 (83), липень–вересень, 2025 р.
[Докладніше] -
Відкриття Каменя спотикання на честь Серафіми Козачинської
16 жовтня 2025 року за адресою вул. Івана Мазепи, 14 встановили Камінь спотикання на честь Серафіми Козачинської. Це вже тринадцятий Камінь на мапі Києва.
Дякуємо всім, хто прийшов. Дякуємо за ваші квіти, слова, щиру залученість в справу збереження пам'яті.
[Докладніше] -
XIV науково-освітній семінар ім. Роберта Кувалека "Історія Голокосту в Західній Україні і Східній Польщі"
12-17 жовтня 2025 року у Львові та Любліні відбувся XIV науково-освітній семінар ім. Роберта Кувалека "Історія Голокосту в Західній Україні і Східній Польщі". Зібралась високопрофесійна група викладачок історії, випускниць різних проєктів УЦВІГу. Семінар проводився за фінансової підтримки Конференції з матеріальних вимог євреїв до Німеччини та Польського інституту у Києві.
[Докладніше] -
Відкриття Каменя спотикання на честь Клавдії Винокурової (П’яних).
7 жовтня 2025 року відбулося відкриття Каменя спотикання на честь Клавдії Винокурової (П’яних). Це вже дванадцятий Камінь спотикання, встановлений у міському просторі Києва Попри прохолодну, дощову погоду та повітряну тривогу, на церемонію зібралося чимало людей — тих, хто прийшов вшанувати пам’ять і показати, що минуле продовжує жити поруч із нами.
[Докладніше] -
Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України
1 жовтня 2025 року відділ фонду юдаїки Інституту рукопису Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського провів семінар «Дослідження єврейської історико-культурної спадщини України (до 10-річчя Української асоціації юдаїки)».
[Докладніше]




