Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Первый семинар украинского центра изучения истории Холокоста

ХОЛОКОСТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Украинский центр изучения Холокоста провел свой первый семинар для преподавателей университетов Украины

Семинар проходил с 7 по 9 июня в г. Виннице на базе Винницкого педагогического университета. “Холокост: прошлое и настоящее” – это первый научно-методический семинар из планируемого цикла “Преподавание истории Холокоста в высших учебных заведениях Украины”. Помощь в его проведении оказало Министерство образования и науки Украины и Институт политических и этнонациональных исследований НАН Украины.

В работе приняли участие преподаватели 15 ВУЗов из 9 городов Правобережной Украины: Луцка, Ивано-Франковска, Ровно, Житомира, Черновцов и др. Напряженная трехдневная программа включала не только серьезную лекционную часть, но и обсуждение каждого доклада, оживленные дискуссии и круглые столы, на которых выкристализовывались общие принципы преподавания отдельных аспектов этой нелегкой темы.

Первый день семинара был посвящен вопросам исследования и преподавания темы Холокоста на Украине в настоящее время (лекция д-ра Анатолия Подольского “Проблемы истории Холокоста и современность”), затем последовала лекция Вячеслава Лихачева (Москва, Еврейский университет) “Формирование европейского антисемитизма в новейшее время”, получившая высокую оценку слушателей и вызвавшая оживленную дискуссию.

Дальнейшая работа была посвящена рассмотрению проблем, связанных с историей Холокоста на территории Украины. С лекциями, насыщенными исторической фактологией и попытками осмысления Катастрофы украинского еврейства в различных регионах выступили исследователи этой проблематики – Михаил Тяглый, Фаина Винокурова, Стер Елисаветский, Юлия Смилянская, Илья Кабанчик.

Завершала информационную часть семинара фундаментальная лекция Леонида Мациха “Теология после Катастрофы”, познакомившая слушателей с попытками философского осмысления Шоа теологами и философами современности. Ценность данным докладам придавало то, что лекторы знакомили слушателей со своими последними исследованиями, новыми архивными материалами, с еще неопубликованными научными разработками (в первую очередь это касается наших коллег Фаины Винокуровой и Михаила Тяглого).

Во время работы круглого стола “Холокост и современность” удалось высказаться всем участникам семинара. В вопросе о необходимости преподавания данной темы в ВУЗах Украины педагоги были единодушны:

“Несомненно, данная тема должна занять особое место в гуманитарных курсах, прежде всего истории и политологии…” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет).

“Необходимость преподавания на историческом факультете очевидна” (П.М.Кривченко, Винницкий государственный педуниверситет).

“Кроме спецкурса “История Холокоста”, который уже читается в Ровенском Государственном Гуманитарном Университете, необходимо шире рассматривать эту тему в вузовских курсах “История Украины”, “Новейшая история”, “История культуры Нового и Новейшего времени” (О.В.Крупка).

“Преподавание проблем Холокоста – объективная реальность. Это часть истории не только еврейского народа, но и европейской истории. Преподавание спецкурса возможно (ІІІ – ІV курс) в объеме 20 – 24 час.” (Т.В.Марусик, Чернивецкий национальный университет).

“Чтение курсов истории Украины и всемирной истории требует включения в программы отдельной темы “История и последствия Холокоста”. На историческом и на других гуманитарных факультетах вузов введение спецкурса считаю целесообразным. Знание данной проблемы необходимо для студентов, как специалистов, в первую очередь, но также поможет и в организации воспитательного процесса.” (В.В.Надольская, Волынский государственный университет, Луцк).

Для некоторых педагогов вопрос преподавания истории Холокоста встал впервые, другие уже затрагивали данную тему в различных курсах (“История Украины”, “История ІІ мировой войны”, “Национальные меншинства Украины”, “История южных и западных словян” и др).

Необходимость спецкурса для гуманитарных факультетов очевидна для всех участников круглого стола. Что касается технических вузов, в которых сейчас резко сокращается объем аудиторных часов, педагоги включают тему Холокоста в различные курсы, как исторические, так и литературные (“История Украины”, “Украинская и зарубежная литература” - О.И.Дидковская, Житомирский инженерно-технологический институт).

Преподаватели отмечают, что вопросы, связанные с Холокостом неизменно вызывают интерес студенческой аудитории. Ребята пишут курсовые работы и дипломы (“Холокост в Житомирской области”, “Геноцид относительно еврейского населения Волынской области в годы Второй мировой войны”, “Холокост и его уроки” и др.). Студенты педагогических ВУЗов работают со школьниками – слушателями Малой академии наук, которые готовят работы по истории Холокоста (в том числе и в форме аудио- и видео- интервью с пережившими Катастрофу). Предложение Центра о проведении в следующем учебном году конкурса студенческих работ было поддержано всеми участниками семинара.

Дискуссии развернулись вокруг форм и методов преподавания истории Холокоста. Каким образом должна происходить подача материалов о коллаборации и праведничестве, как складывались отношения ОУН-УПА с еврейским населением Украины, как соотносятся события Холокоста и современные проявления антисемитизма на Украине, какое место занимает Холокост в ряду геноцидов других народов… Умение задавать вопросы – неотъемлемый атрибут еврейской традиции… Умение задавать вопросы – неотъемлимое право человека в ХХІ веке. Искать ответы на эти вопросы мы будем теперь вместе с педагогами, работавшими на семинаре, и с их студентами. Холокост – одна из острейших тем, заставляющих юного человека думать, и учиться задавать вопросы. И понимать самоценность вопроса, у которого пока нет ответа.

В анкетах, предложенных участникам семинара, был вопрос:

“Какие на Ваш взгляд препятствия ожидают преподавателя истории Холокоста в ВУЗах Украины? Какие возможности преодоления этих препятствий?“. Основной круг проблем, очерченный нашими коллегами выглядел следующим образом:

“Недостаточное владение преподавателей материалами, связанными с проблематикой Холокоста”.

“Почти полное отсутствие соответственной научно-методической литературы, разработок спецкурса по теме Холокоста“.

“Недооценка важности освещения темы Холокоста в поле экономических и социальных проблем в Украине”.

“Сокращение часов при преподавании гуманитарных дисциплин, недостаток специалистов по данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир).

“Наиболее существенное препятствие – психологические стереотипы (как бытовые так и научные мифологемы) и чисто локальное понимание природы Холокоста”…

Работа Украинского центра изучения истории Холокоста как раз и направлена на поиск каких-то решений, по крайней мере, некоторых из названных проблем – подготовка преподавателей, обеспечение научно-методической литературой, разработка спецкурсов – все это входит в круг проблем, которые мы пытаемся решить. Что же касается ломки стереотипов – процесс этот трудный и долгий, но, какие-то инструменты для развенчания некоторых мифологем во время семинара педагоги, мы надеемся, получили. Радует, что в нескольких анкетах на вопрос ответили примерно так: “Никаких препятствий отночительно преподавания указанной темы в нашем ВУЗе нет” (А.Н.Безуглый, Винница. Т.В.Марусик, Черновцы. О.И.Дидковская, Житомир).

Для организаторов семинара полезной оказалась графа в анкете “Ваши предложения Украинскому центру изучения Холокоста”. Участники семинара продемонстрировали искреннюю заинтересованность в работе центра, глубокое проникновение в проблему, возможность коллегиального решения многих проблем. Кроме этого, были и конкретные предложения о возможных путях сотрудничества в данной области:

“Налаживание сотрудничества между культурными и научными центрами, которые занимаются изучением проблемы. Проведение региональных семинаров (круглых столов и т.д.) с целью обмена исследовательской информацией и ознакомление общественности с основными научными достижениями“. (О.В.Крупка, Ровенский институт славяноведения).

“Обратить внимание на преподавание в средних учебных заведениях”. (И.Б.Кабанчик, Львов. О.М.Жук, Луцк).

“Поддерживать постоянную связь с регионами, предоставлять методическую, информационную, научную помощь, подготовить библиографию по истории Холокоста”. (В.В.Надольская, Луцк).

“Необходимо распространять имеющиеся материалы о Холокосте, потому что в провинции их практически нет”. (П.М.Кривенко, Винница).

“Расширить за счет студентов состав участников исследования данной проблематики в форме написания конкурсных работ”. (И.М.Паньков, Ивано-Франковск).

“Целесообразно было бы Министерству науки и образования Украины разработать пробную научную программу по данному спецкурсу, а преподаватели в соответствии с региональными особенностями и объемом часов будут корректировать ее”. (Т.В.Марусик, Черновецкий национальный университет, А.В.Слесаренко, Ровно).

“Информацию об исследованиях по данной проблеме следовало бы рассылать во все ВУЗы и областные библиотеки.

Предлагаю на базе Житомирского педуниверситета при привлечении других ВУЗов Житомира провести студенческую научную конференцию, посвященную данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир).

“Расширить круг проблем, в частности, по истории украинского еврейства, культуре, традициях…” (О.И.Дидковская, Житомир).

Надо сказать, что данные предложенния тщательно проанализированны и большинство из них уже включено в план работы Центра. По возможности, надеемся, будут выполнены все пожелания.

В оценке семинара участники были единодушны. Что, конечно, радует организаторов. Мы надеемся, что заполнение соответствующей графы в анкете было не просто данью вежливости, а отражало истинное положение вещей. “Семинар проведен на высоком научно-методическом уровне” – так написали все, заполнившие анкету. Но особенно ценным кажется нам атмосфера сотрудничества, взаимоуважения, толерантности, царившая на семинаре:

“Оценка самая высокая, профессиональный разговор в атмосфере творческого взаимообогащения и отсутствия надзидательности и “единственно верного взгляда”…

Самое главное – очерчены пути для исследования данной проблемы, сложные и противоречивые ее моменты, требующие глубокого анализа, представлены результаты исследований как зарубежных, так и украинских ученых” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет).

Да будет так. Пути очерчены, и дабы не сложилось ощущение, что пути эти гладки и безоблачны, надо заметить, что каждое прикосновение к теме Холокоста вызывает лавину вопросов, споров, дискуссий. Что необходима очень продуманная, взвешенная, тщательно выверенная позиция педагога при преподавании данного материала. Опасность того, что тема может стать дежурным перечислением исторических фактов и дат, с одной стороны, или что она будет провоцировать антисемитские настроения с другой стороны – все это звучало в процессе дискуссий. Но главным было все же понимание, что тема Катастрофы заставляет молодого человека задуматься над вопросами, не задумываться над которыми сейчас опасно для человечества.

И последнее. На вопрос “Хотели бы Вы и в дальнейшем принимать участие в подобных семинарах?” все участники ответили “Да” или “Безусловно”. А это значит - работа продолжается.

Юлия Смилянская,
научный сотрудник Украинского
центра изучения истории Холокоста

 

Останні Новини

Дивитися всі

Top